ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы ПРАКТИКА ДОРЕЧЕВОЙ УРОВЕНЬ из "Управление голосом" Вот что о роли интонации говорит сам Шаляпин. Я иг-рал в Псковитянке роль Ивана Грозного. С великим волнением готовился я к ней. Мне предстояло изобразить тра-гическую фигуру Грозного Царя — одну из самых сложных и страшных фигур русской истории. Я не спал ночей. Читал книги, смотрел в галереях и частных коллекциях портреты царя Ивана, смотрел картины на темы, связанные с его жизнью. Я выучил роль назубок и начал репетировать. Репетирую старательно, усердно — увы, ничего не выходит. Скучно. Как ни кручу — толку никакого. [c.47] Сначала я нервничал, злился, грубо отвечал режиссеру и товарищам на вопросы, относившиеся к роли, а кончил тем, что разорвал клавир в куски, ушел в уборную и буквально зарыдал. Пришел ко мне в уборную Мамонтов и, увидев мое распухшее от слез лицо, спросил, в чем дело Я ему попечалился. Не выходит роль — от самой первой фразы до последней. [c.48] Для роли Грозного этот вопрос имеет такое же значение, как для роли Гамлета вопрос Быть или не быть В ней надо сразу показать характер царя, дать почувствовать его жуткое нутро. Надо сделать ясным зрителю, не читавшему истории, а тем более — читавшему ее, почему трепещет боярин Токмаков от одного вида Ивана. [c.48] Могучим, грозным, жестоко-издевательским голосом, как удар железным посохом, бросил я мой вопрос, свирепо озирая комнату. И сразу все кругом задрожало и ожило. Весь акт прошел ярко и произвел огромное впечатление. Интонация одной фразы, правильно взятая, превратила ехидную шею (первоначальный оттенок моей интонации) в свирепого тигра... Интонация поставила поезд на надлежащие рельсы, и поезд засвистел, понесся стрелой. [c.49] Шаляпин делает для себя вывод, что в пении должно соединиться искусство вокалиста и искусство актера. Разнообразные оттенки душевных состояний персонажа нужно раскрывать психологической игрой вокальных интонаций. [c.50] Шаляпин осознает, что интонация — это не что иное, как художественная форма вокального искусства. Именно ее безграничные психологические нюансы, а отнюдь не пресловутая верхняя нота или тройное forte, составляют подлинный художественный язык вокального искусства. ...B правильности интонации слова и фразы — вся сила пения , — резюмирует Федор Иванович. [c.50] И на тренингах по голосу, и на тренингах по коммуникациям я говорю занимающимся примерно одно и то же если вы хотите, чтобы ваш голос был приятен окружающим, что-Г)ы люди доверяли вашим словам и замолкали тогда, когда вы начинаете говорить, ваш голос не только должен быть грудным, плавным и с богатой тембровой окраской. Он должен быть насыщен вашей интонацией, вашим настроением. Конечно, если мы говорим о голосе лидера, то главной его интонацией должно быть спокойствие и уверенность в себе. Однако на втором, на третьем плане ваша аудитория должна слышать и остальные интонации, те, которые вы хотите ей передать. Это может быть и искренний интерес к их делам, и озабоченность их проблемами, и радость за их успехи, а иногда даже легкий гнев — все, что захотите. Условие только одно вы действительно должны ощущать эти эмоции и быть в этом искренними. [c.51] Следовательно, на первых этапах работы с голосом надо снять напряжение со всех мышечных систем, связанных со звукообразованием. Это разорвет связь между извлекаемым звуком и мышечным напряжением, и, когда установится эта новая психическая модель, это и будет восстановлением вашего природного голоса. Именно это и даст результат, при котором звук будет слушаться вас, как послушный конь всадника. Если не восстановить такого управления, то звук, подобно своенравной лошади, может сбросить несостояв-шегося наездника. [c.54] а теперь пришла пора узнать, как все эти выводы можно применить на практике. Переходим к упражнениям. [c.54] Перевод речи в пение — отдельный этап. Добиться заметных успехов в пении удается уже после нескольких недель занятий. На этом уровне вам уже не стыдно будет петь в любой компании (и это независимо от вашего начального уровня ) и вы сможете доставлять удовольствие и себе, и своим слушателям. Высокого же профессионального уровня пения вполне реально достигнуть за год занятий. [c.58] Можно заниматься и больше. Однако рекомендуется между 15-минутными блоками хотя бы на несколько минут делать паузы. Если вы решили поработать сегодня более длительное, чем 15 минут, время, то я рекомендую не прорабатывать урок несколько раз подряд, а удлинить выполнение отдельных упражнений, немножко поиграть с ними с помощью различных интонаций, попристальней прислушаться к тому отклику, который произносимые вами звуковые фразы находят в вашем теле, понаблюдать, как, в зависимости от используемых вами интонаций, меняется рисунок вибраций. [c.58] Ключевое условие, которое необходимо соблюдать при выполнении упражнений, — концентрация внимания. Как только внимание ушло и вы начали считать ворон — пиша работа становится бесполезной. Лучше ненадолго прерваться и дать своему вниманию отдохнуть — работа в отключенном режиме не только не принесет пользы, но, к сожалению, способствует возвращению к более привычному механическому произнесению звуков, то есть отбрасывает iaнимaющeгo я назад. [c.59] Для достижения успеха в занятиях очень важен соответствующий психологический настрой. При выработке нового навыка необходимо отвлечься от текущих забот и расслабиться. Уверен, что практически все читатели этой книги уже знакомы, по крайней мере, в общих чертах, с приемами аутогенной тренировки и без труда смогут это сделать. Желательно несколько раз мысленно произнести Мой голос становится благозвучным, и каждый произносимый звук оказывает благотворное воздействие на весь мой организм . После этого необходимо войти в состояние подтянутости в прямом и переносном смысле. В прямом смысле это означает Подтянуть живот так, как это делается у военных по команде смирно (важно при этом, чтобы диафрагма осталась неподвижной, и не повысилось давление воздуха в бронхах, это достигается, если диафрагма находится в равновесном состоянии). В переносном смысле подтянутость означает, что внимание должно быть сосредоточено на правильном выполнении упражнения. При этом все остальные мышцы (прежде всего горла) должны быть расслаблены, как при аутогенной тренировке. [c.60] В теоретической части мы разбирали, что первый практический секрет связан со снятием зажимов в гортани и с ее расширением для того, чтобы улучшить соединение гортани с трахеей. Без хорошего соединения не может быть и речи о благозвучном голосе. Звук не может выйти из трахеи, и из-за этого зажимается . Иначе говоря, вначале мы должны научиться извлекать звуки грудью, а не горлом, после чего с помощью нового механизма звукоизвлечения — научиться говорить, а затем и петь. [c.62] Цель урока — улучшить соединение надставной трубы (горла) с основной трубой (трахеей), иными словами, создать инструмент . Этому посвящено 8 упражнений 4 в статике + 4 в динамике. [c.62] что мы называем улучшением соединения гортани с трахеей, в науке о голосе называют принципами расширения и эластичности и связывают не с природой явления, а с труднопроизносимыми именами теоретиков, что приводит к путанице. [c.62] Понаблюдайте за артикуляцией известного киноактера Юрия Яковлева в кинофильмах. Рот его во время речи практически полностью закрыт, но при этом — какое богатство тембров и возможность говорить в высочайшем темпе без потери четкости произношения Это — фактически эталонный пример соединения трахеи с гортанью. [c.64] Вернуться к основной статье