ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Ранние представления 0 восприятии высоты. Акустический закон Ома . 2. J езидуальные звуки (15и). 3. Объяснение восприятия высоты резидуальных звуков из "Элементы теории биологических анализаторов" Проблема восприятия человеком высоты сложных звуков относится к числу традиционных проблем психофизиологии слуха. Приведем определение высоты тона (звука, обладающего явно выраженной музыкальной высотой), содержащееся в Международном электротехническом словаре (Группа 08 Акустика, III проект от 15 апреля 1968 г.). Высота тона — качество слухового ощущения, которое определяет положение звука по музыкальной шкале. Высота тона зависит главным образом от частоты звукового стимула, но также зависит от звукового давления и ог формы волпы стимула. Опа может быть выражена через частоту чистого тона той же громкости, который слушатели со средним нормальным слухом оценивают как занимающий то же положение по музыкальной школе, что и данный звук . Примерами реальных тональных звуков, с которыми человек встречается в процессе своей жизнедеятельности, могут служить гласные звуки речевого сигнала, голоса животных, звуки музыкальных инструментов и т. п. Каждый такой звук с физической точки зрения, как известно, можно охарактеризовать набором большого числа частотных компонент с определенными амплитудами и фазами. Различные звуки, обладающие одинаковой высотой, могут весьма значительно отличаться друг от друга (в частности, по своим спектральным характеристикам). Таким образом, свойство восприятия высоты человеком позволяет ему экономно описывать разнообразные с физической точки зрения звуки в терминах единого параметра восприятия — высоты данного звука. [c.149] Содержащийся в 1 обзор экспериментальных результатов не претендует на полноту более полную информацию можпо пайти, например, в работах [200, 216, 217]. [c.150] Согласно закону Ома, в сложном сигнале, состоящем из нескольких синусоидальных компонент, не связанных менаду собой гармоническим соотношением, человек может выслушивать несколько простых сигналов, причем ощущение высоты каждого из таких сигналов определяется частотой соответствующей синусоидальной компоненты. Если же сигнал гармонический, т. е. частоты его компонент относятся друг к другу как не слишком большие целые числа, то он воспринимается как сигнал, обладающий высотой, определяемой частотой самой низкочастотной из его компонент. [c.150] Существуют однако звуки (как естественные, так и созданные в ходе проведения психоакусгических экспериментов), для которых закон Ома в его первоначальном виде несправедлив. [c.150] Предпринимались попытки объяснить это явление возникновением субъективного разностного тона за счет нелинейных преобразований в слуховой системе [199]. Действительпо, если звук, состоящий из двух или более синусоидальных гармонических компонент с часютами = А -/о, к = 2, 3,. . ., претерпевает нелинейное преобразование, то в спектре сигнала появляются дополнительные составляющие, среди которых будет присутствовать и разностный топ с частотой Д, = — Д. = / . [c.151] Одпако практически оказалось, что при предъявлении сложного гармонического сигнала разностный тон наблюдается лишь в том случае, когда общий уровень стимулов превышает 50—55 дБ над порогом слуха. В то же время и прн более низких уровнях высота резидуальных звуков соответствует отсутствующей в спектре основной частотной компонепте. Следовательно, нелинейные механизмы, которые способны восстанавливать отсутствующий основной топ, не могут объяснить восприятие высоты резидуальных звуков (по меньшей мере при малых уровнях громкости). [c.151] Рассмотрим форму колебаний на выходах фильтров. Три первые гармоники вызовут почти синусоидальные колебания в фильтрах,настроенных на их частоты. Рассмотрим, что произойдет с высшими гармониками. [c.153] В полосу пропускания каждого из высокочастотных фильтров попадет несколько гармоник, которые вызовут на его выходе волну колебаний с изменяющейся амплитудой. Совместное воздействие такого набора высших гармоник приведет к появлению на выходе фильтров периодически повторяющихся колебательных вспышек , период повторения которых совпадает с периодом следования импульсов, возбуждающих улитку. [c.153] Вернуться к основной статье