ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Общие сведения о галогенидосеребряных желатиновых эмульсиях из "Химия фотографических эмульсий" Как уже было указано в Предисловии, химия фотографических эмульсий является одним из направлений технической химии, составляя основу химико-фотографической промышленности. Естественно, что в настоящем труде прежде всего необходимо определить круг проблем, которые относятся к данному разделу фотографической науки. Поэтому первая глава начинается разделом, в котором после кратких исторических сведений о путях развития фотографии описаны основные направления химии фотографических эмульсий. Рассмотрены наиболее важные стороны и типичные особенности этой области знания, а именно состав и строение фотографических эмульсий, схема технологического процесса их получения, первоначальные научные толкования этого процесса и, наконец, в результате обобщения указаны проблемы, составляющие предмет химии фотографических эмульсий. [c.9] Далее в разделе 1.2 приводятся данные о природе фотографической чувствительности, которая суммируется из топохимических превращений при изготовлении эмульсий, действия света и заключительной химической обработки. Рассматриваемые зДесь вопросы составляют основу всей фотографической науки, а следовательно, и химии фотографических эмульсий. В этом разделе изложена квантовомеханическая теория Герни и Мотта (1938), которая открыла новый теоретический аспект и объяснила физическую природу взаимосвязи между основными стадиями фотографического процесса. Значительное внимание уделено рассмотрению физико-химической природы центров светочувствительности (примесных центров), играющих важнейшую роль средств сенсибилизации эмульсий, а также вопросам механизма их образования и влияния на фотографическую чувствительность. [c.9] С этой же целью в эту вводную главу включены еще два кратких обзора, которые относятся к смежным проблемам теории фотографического процесса, привлекаемым при объяснении многочисленных экспериментальных данных отдельных моментов синтеза фотографических эмульсий. В разделе 1.3 приведены, по данным исследований Е. А. Кириллова важные сведения о спектральном поглощении фотохимически окрашенных галогенидов серебра и явления тонкой структуры спектра примесного поглощения. Рассмотренные результаты позволили разъяснить отдельные стороны топохимических превращений, наблюдаемых при химической сенсибилизации эмульсий. [c.9] Таким образом, в этой главе собраны материалы, которые показывают не только содержание и объем химии фотографических эмульсий и ее границы со смежными дисциплинами, но и дают возможность, опираясь на вспомогательные сведения, разобраться в приводимых фактических данных и понять физико-химическую сущность формирования фотографической чувствительности. [c.10] Если проследить исторический путь, по которому прошла фотография, то в огромном многообразии фактов и распределении их во времени можно легко обнаружить три периода [1]. [c.10] Первый период — с 1839 по 1860 г., когда в качестве единственного практически используемого фотографического метода существовал процесс дагерротипии, хотя по началу и достаточно совершенный, но не позволявший размножать фотоснимки. [c.10] Второй период — с 1851 по 1882 г., когда дагерротипия была вытеснена мокрым коллодионным процессом, при котором сначала получался негатив, а позитивные изображения печатались на альбуминной фотобумаге. [c.10] Третий период — его начало падает на 1878—1882 гг., когда мокрый коллодионный процесс уступил место использованию сухих броможелатиновых слоев, которые до настоящего времени являются основным видом фотоматериалов. [c.10] Таким образом, на протяжении первых 100 лет существования фотографии 40 лет падают на два начальных периода, тогда как последующие 60 лет фотографический метод развивался на основе галогепидосеребряных желатиновых эмульсий. Поскольку желатиновые фотографические слои еще далеко себя не исчерпали, особенно имея в виду современный цветофотографический метод на многослойных фотоматериалах, то можно сказать, что желатина создала в развитии фотографии целую эпоху. [c.10] Едва только были обнаружены первые результаты по получению устойчивого фотографического изображения в виде дагерротипов, как начались попытки применения нового открытия в практике различных областей деятельности человека. Однако ни дагерротипия, ни мокрый коллодионный способ не могли во всех случаях обеспечить удовлетворительных результатов (в основном по причине малой общей и крайне ограниченной спектральной светочувствительности) оба метода применялись главным образом в портретной фотографии. Впоследствии мокрый коллодионный процесс нашел широкое применение в полиграфической промышленности. Вместе с тем велись энергичные поиски в направлении повышения светочувствительности и создания сухих слоев. [c.10] Химико-фотографическая промышленность создала в фотографии новую эпоху, когда фотографический процесс выгодно разделился на две стадии изготовление светочувствительных слоев, которое из рук фотографов перешло к химикам-фототехнологам, и собственно фотографию, т. е. использование готовых фотоматериалов с целью получения негативных и позитивных изв-бражений. [c.11] Следует заметить, что после разделения фотографического метода на фабричную и собственно фотографическую стадии заметно большее внимание стало уделяться усовершенствованию аппаратуры — главным образом для съемочного процесса, т. е. объективов, затворов и фотокамер. Создание новой аппаратуры естественно опиралось на свойства новых фотоматериалов, требовавших определенных условий их применения, что в свою очередь влияло на процесс фотографии. [c.11] Чтобы осветить этот вопрос, необходимо сравнить фотоматериалы прошлого и настоящего по их фотографическим свойствам. Однако количественное сравнение фотографических свойств первоначальных броможелатиновых слоев и тем более дагерротиппых и мокрых коллодионных слоев со свойствами современных фотоматериалов представляет задачу далеко не простую. Это объясняется отсутствием вначале вообще какого-либо объективного способа оценки светочувствительности и других свойств и несравнимостью введенных позднее сенситометрических методов. Поэтому поставленную задачу можно решить, пользуясь лишь косвенными данными, имеющимися в фотографической литературе [5]. [c.11] Если сопоставить ряд данных по величине выдержек (с учетом применявшейся оптики), а также данные об относительной светочувствительности фотоматериалов прошлого и сравнить их с более поздними сенситометрическими данными, относящимися к желатиновым слоям, то можно представить картину развития фотографии (в росте общей светочувствительности S ), показанную в табл. 1.1. [c.11] Кроме указанных обстоятельств, в истории развития фотографии на желатиновых галогепидосеребряных слоях можно отметить еще следующую особенность. Годы перед первой мировой войной, а также годы войны характеризуются некоторым застоем в фотографической промышленности. [c.12] Этот застой, связанный, по-видимому, с замкнутостью этой промышленности и сугубо эмпирическими методами, привел к необходимости организации солидных лабораторий. [c.12] После окончания первой мировой войны —приблизительно к 1920 г.— намечается заметный прогресс фотографии, что видно на кривой роста светочувствительности в виде ясно выраженного, хотя и не столь резкого скачка . Этот новый толчок в развитии фотографии связан с успехами в области оптической сенсибилизации, а впоследствии — с применением некоторых органических препаратов. Тем не менее наблюдаемый последний скачок является значительно менее ярким, что объясняется большими трудностями усовершенствования эмульсионного процесса. [c.12] Представленная картина прогресса фотографии хорошо отображается следующими данными о минимальных выдержках, применявшихся в различные периоды. [c.12] Вернуться к основной статье