ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Гипотезы о мельчайших частицах материи (конец средневековья и начало нового времени) из "Очерк развития химической атомистики в XIX веке" Мы не рассматриваем развитие атомистики в течение нескольких столетий средневековья. В этот исторический период, характеризующийся застоем науки и культуры, широкое распространение получило учение Аристотеля о четырех элементах, которое было прямо противоположно представлениям о прерывистом строении материи. Развития атомистики, в научном смысле этого слова, почти не происходило. [c.13] Однако в конце средневековья положение резко изменилось. Этот период называют эпохой Возрождения , имея в виду огромный интерес значительной части общества к культурному наследию античного мира. Эпоха Возрождения вызвала небывалый подъем науки и культуры. Преградой на пути прогресса оказались средневековая схоластическая философия и богословие, упорную борьбу с которыми повели передовые ученые и философы. [c.13] В этот исторический период учение о дискретном строении материи вступает в новый этап своего развития, для которого характерно ослабление внимания к вопросу о бесконечной делимости вещества. В древнем мире учение о частицах материи было тесно связано с выяснением возможности их дальнейшего деления (отсюда и возникло понятие атома, что значит неделимый ), в конДе же средних веков центр тяжести в учении о прерывном строении материи переносится на выявление связи между физическими и химическими явлениями, с одной стороны, и строением материи — с другой (введение понятия о корпускуле, что означает тельце ). В это время физика и химия добились уже известного успеха. Многие экспериментальные факты не могли быть объяснены на основе идеалистического учения об элементах-качествах. Возникшие же в борьбе с этим учением (как прямое продолжение античной атомистики) гипотезы о корпускулах вполне удовлетворительно объясняли ряд известных в то время физических и химических явлений. Характерной чертой учения о корпускулах в конце средневековья является прямая направленность его против схоластики и поповщины. [c.13] Первым с критикой учения Аристотеля с позиций атомистики выступил итальянский мыслитель, материалист и атеист Джордано Бруно (1548—1600). [c.14] Будучи одним из первых представителей корпускулярного учения, Бруно отказался от принципа неделимости атомов. Его понятие монады , как и более широкое понятие минимума , является относительным все зависит от порядка тех величин, которые должны быть рассмотрены. [c.14] Бруно отказался от представления об абсолютной пустоте, разделяющей атомы античных философов. Выступая в защиту принципа единства материи и пространства, он тем самым высказался против учения перипатетиков о взаимном проникновении всех веществ. Он противопоставил этому учению принцип соположения частиц. [c.14] Важнейший принцип философии Бруно составляло учение о минимуме , который является причиной всякого конечного бытия. Пространственный минимум — точка, физический минимум — монада. По Бруно [12, т. 1, стр. 380], атомы представляют собой круглые непроницаемые неподвижные частицы. Они бескачествен-ны и, в отличие от атомов Демокрита, неоднородны. Из этих атомов состоят все природные тела. [c.14] Особенно характерны для корпускулярной теории представления французского ученого Рене Декарта (1596— 1650), который, так же как и Бруно., не считал корпускулы пределом делимости материи. [c.14] Философская система Декарта — дуалистическая, т. е. он признавал одновремеьное и независимое существование вещественной и духовной материи (субстанции), причем говорил о божественном происхождении обеих субстанций. Тем не менее его учение о вещественной субстанции внесло значительный вклад в развитие науки. [c.14] Определяющим моментом в учении Декарта о материи является признание прерывистого строения вещества. Корпускулы Декарта прямо противоположны непрерывной материи Аристотеля. Элементы Декарта — огонь, воздух и земля — также принципиально отличаются от элементов Аристотеля, так как в них французский философ вложил материалистическое содержание. [c.15] Декарт считал, что материя бывает трех видов. Первый элемент — огонь — состоит из чрезвычайно мелких частичек, которые заполняют промежутки между корпускулами других элементов. Прежде всего я полагаю, что элемент огня можно рассматривать как самую тонкую и самую пронизывающую жидкость на свете. И на основании того, что было уже сказано о жидких телах, я считаю, что частицы огня значительно меньше и движутся значительно быстрее, чем частицы любого другого тела [13, стр. 188]. [c.15] Второй элемент — воздух, состоящий из небольших круглых корпускул. Декарт пишет Далее, я также считаю, что элемент воздуха есть очень разбавленная кидкость в сравнении с третьим элементом, но в отличие от первого его частицы обладают известной величиной и фигурой и почти все являются круглыми и связанными друг с другом подобно песчинкам или пылинкам [13, стр. 188]. [c.15] Третий элемент — земля — состоит из более крупных и малоподвижных частиц, обладающих различной формой она может быть ветвеобразной, ведущей к легкому сцеплению частиц, разнообразной (( многогранники вплоть до шара ) и в виде гладких палочек. [c.15] С помощью понятия о корпускулах Декарт объясняет некоторые физические и химические явления. Например, он считает, что причина тепловых явлений заключается в движении частиц третьего элемента. [c.16] Представление Декарта о взаимодействии корпускул имело сугубо механистический характер. Такое ограниченное представление о взаимном влиянии частиц привело его к неправильному пониманию влияния формы корпускул на свойства тел. Незначительное отличие формы частиц или вида нх сцепления является, по мнению Декарта, причиной значительных изменений свойств в макромире. [c.16] В одно время с Декартом а Гассендп сторонником корпускулярной теории выступал английский химик и физик Р. Бойль (1627—1691). Главной его заслугой является окончательное опровержение идеалистического учения Аристотеля. Бойль считал, что как четыре начала перипатетиков, так и три элемента алхимиков недостаточны для объяснения многообразия природных тел. Поэтому он отрицал учение о непрерывном строении материи, приводившее к идеалистическому понятию элементов-качеств. [c.17] Отвергая эдехменты древних, Бойль близко подошел к современному понятию химического элемента. Он считал, что элементами являются вегцества, которые не составлены из других веш,еств или друг из друга . Однако нельзя не отметить противоречивость его взглядов, что, в частности, выразилось в том, что наряду с элементами он признавал первовещество. [c.17] Главная заслуга Бойля состоит в том, что оп отказался от элементов-качеств перипатетиков п подошел к науч-smiy решению вопроса о химических элементах. [c.17] Отрицая элементы древних, Бойль вместе с тем не мог установить, что же является истинными элементами. До сих пор еще сомнительно, имеется ли определенное количество элементов или, иначе выражаясь, состоят ли сложные тела из того же числа элементарных составных частей или материальных принципов [15, стр. 82]. [c.17] Вернуться к основной статье