ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Свойства основных красителей из "Химия синтаксических красителей Том 4" Значение понятия устойчивость . Устойчивость окраски или набивки означает сопротивление ряду различных воздействий. Различают два вида устойчивости к различным обработкам и к износу. Прочность окрасок или набивок к разным обработкам в процессе изготовления текстильных изделий (например, к мыльной обработке, кисловке, мерсеризации, декатировке) относится к устойчивости первого вида, а сопротивления воздействиям, которым текстильное изделие подвергается во время его употребления, относятся к второму виду (прочность к свету, воде, стирке, поту и т. д.). [c.106] Так как абсолютно прочных окрасок не существует, их устойчивость следует рассматривать как величину относительную, т. е. по сравнению с другими окрасками. Известно, какими свойствами должно обладать изделие, подлежащее крашению или печатанию, и в соответствии с этим подбирается краситель. Этот выбор облегчен существованием таблиц прочностей красителей. Для составления таких таблиц необходимо было установить строгие правила проведения испытаний. [c.106] История развития стандартов [2]. Еще в прошлом веке стала понятной необходимость измерения устойчивости окрасок и уже в то время появились первые сообщения об определении прочности к свету, водным обработкам и стирке. Но проделанные измерения не основывались на едином методе испытания, поэтому трудно было дать объективное сравнение красителей, выпускаемых разными фирмами. И производители красителей, и их потребители были одинаково заинтересованы в решении этой проблемы. В Европе, например перед первой мировой войной и после нее, были образованы национальные и международные ассоциации, которые должны были установить правила для испытаний устойчивости окрасок. [c.106] В 1914 г. в Германии была сформирована комиссия определения устойчивости (DEK). Затем в 1943 г. в Англии Британское общество красильщиков и колористов образовало Комиссию по разработке методов испытаний прочности (SD ). После второй мировой войны объединились две комиссии Европейская конвенция прочности (ЕСЕ) w Международная организация стандартизации (ISO). В США комиссию образовала Американская ассоциация текстильщиков и колористов (ААТСС). Все эти организации активно обмениваются информацией с целью унифицировать методы испытания устойчивости окрасок. [c.106] Способы измерения устойчивости [3, 4]. Светопрочность оценивается по восьмибалльной шкале, а все другие показатели прочности — по пятибалльной балл I означает низшую, а баллы 5 и 8 — высшую степень прочности. [c.106] Для измерения светопрочности предложена шкала, состоящая из восьми синих эталонных окрасок шерсти с различной степенью светопрочности [5]. Если окраска, которую подвергали инсоляции или облучению искусственными источниками света [6], показывает ту же степень выцветания, как, например, образец 5 , то светопрочность равна 5 . С определением светопрочности окрасок можно подробнее ознакомиться в работах [7—12]. [c.107] Шкала степени закрашивания также является пятибалльной. Она состоит из пяти отрезков белого материала и пяти образцов серого цвета. На рис. II. 3 показано, что окраска от образца к образцу становится более глубокой. Для измерения устойчивости испытуемый образец помещают рядом с одной из серых шкал и сравнивают изменение окраски с эталонами соответствующей шкалы. [c.107] Методы испытания. Лабораторные испытания следует организовать таким образом, чтобы можно было проверить, соответствует ли окраска испытуемых образцов требованиям, предъявляемым изделиям во время обработок и при их употреблении. Кроме проверки светопрочности, существует еще около 30 различных тестов для определения других показателей устойчивости (методы определения устойчивости окрасок к действию воды, к действию кислот, к стирке [13, 14], ж глажению, поту [15—17] и т. д.). [c.107] Для обеспечения постоянных результатов и для повышения скорости проведения испытаний пользуются восходящей шкалой . [c.107] Основные красители применяют теперь для крашения хлопка лишь в ограниченном количестве, но в последнее время разработано много новых красителей для полиакрилонитрильных волокон. Одним из таких красителей является Астразол красный GTL (FBy I 11085, Основной красный 18) (Севрон красный GL, DuP) (II), который дает окраски с высокой устойчивостью к мокрым обработкам и превосходной светопрочностью [1]. Эти красители подробно описаны в гл. IV. Здесь будет рассказано о развитии химии классических основных красителей после 1951 г. [c.110] Основные красители классифицируют по химическому строению и по красящим свойствам (см. ХСК, т. II). [c.110] После краткого описания способа крашения и других свойств будет дан обзор работ по основным красителям. [c.110] Дальнейшая обработка спиртового раствора кислотой приводит к образованию соли за счет второго атома азота и к изменению цвета раствора. В трифенилзамещенном Парарозанилине ( I 42760, Сольвент синий 23) (VI), который может быть получен нагреванием V с избытком анилина при 180 °С в присутствии бензойной кислоты, основность NH-группы должна быть значительно снижена, однако карбинольные основания красителей и IV и VI дают соответствующие соли со слабыми кислотами (например, уксусной, борной или угольной), т. е. основность обоих карбинолов приблизительно одного порока, несмотря на пониженную основность NH-rpynn в VI. Поэтому можно сделать вывод, что эти красители в кислых растворах находятся в виде карбониевых ионов и окрашены, так же как и соль трифенилкарбинола с кислотой [3]. [c.111] При введении в краситель VI трех сульфогрупп получается Синий для чернил (S) или Гельвеция синий ( iba) ( I 42780, Кислотный синий 93). Лаки его с тяжелыми металлами применяются в качестве пигментов для приготовления типографской краски. Многие карбинольные основания, полученные из основных красителей, ограниченно растворимы в воде и выпадают в осадок при добавлении щелочи к красильному раствору. Поэтому в щелочную или временно жесткую воду, перед растворением в ней красителей, следует добавить уксусную кислоту. [c.111] ОКИСЛЯТЬСЯ снова в исходные красители. После восстановления Парарозанилина получается лейкооснование УП. Как и другие ароматические соединения, основные красители можно сульфировать серной кислотой и превращать их в соответствующие кислотные красители. [c.112] Большая часть основных красителей представляет собой красивые блестящие кристаллические соединения. По яркости и интенсивности окрасок они превосходят все остальные классы синтетических красителей. Однако очень низкая светопрочность лимитирует их применение для крашения. [c.112] ДЛЯ шариковых ручек. Например, нерастворимую соль, полученную нагреванием Родамина 6G и Родамина 6GDN ( I 45160, Основной красный I) (IX) с Бензо оранжевым S ( I 29150, Прямой оранжевый 26), можно применять для получения красных паст для шариковых ручек. Этот пигмент очень прочен к свету и нерастворим в этиловом спирте или ацетоне [4]. [c.113] Способность катионных и анионных красителеи взаимодействовать друг с другом с образованием нерастворимых осадков была использована при получении новых биологических красок и гистохимических реактивов, например Роданила синего, которому ошибочно приписывали строение с ковалентными связями [5]. Этот краситель получают взаимодействием Родамина В ( I 45170, Основной фиолетовый 10) с Нильским голубым ( I 51180, Основной голубой 12). Структура (X) этих пигментов долго была предметом дискуссии и наконец было доказано, что Роданил синий является смесью этих двух красителей [6]. Основные красители можно также осадить таннином, и на этом свойстве основано крашение целлюлозных волокон. [c.113] Вернуться к основной статье