ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Измерение цвета из "Химия красителей" Наблюдаемые нами различные цвета образуются по двум методам — субтрактивному и аддитивному. [c.29] Субтрактивный синтез — это синтез, при котором образование цвета происходит за счет избирательного поглощения части излучения из пучка падающего на тело света. Такой вид синтез наблюдается при последовательном прохождении светового потока через несколько различно окращенных сред (например, цветных пленок), а также при прохождении через раствор, содержащий несколько красителей. [c.29] Субтрактивный синтез лежит в основе современных способов цветной фотографии, кинематографии, трехцветной печати. Поэтому методу образуется цвет материалов, окрашенных несколькими красителями. [c.29] За счет использования триад красителей, цвет которых соответствует трем линейно-независимым цветам (т. е. цветам, каждый из которых не может быть получен смешением двух других) в различных соотношениях, методом субтрактивного синтеза можно получить различные цвета. Наиболее приемлемы для этих целей красящие вещества, соответствующие желтому, голубому в пурпурному цветам. Особенно широкая гамма получается в том случае, когда эти цвета являются идеальными (их спектры пропускания показаны на рис. 6). Характерной особенностью таких спектров является то, что излучение каждой из трех зон спектра или полностью поглощается (т=0) или полностью пропускается (т=100). Красители, обладающие такими спектрами пропускания, являются идеальными для различных процессов воспроизведения цвета и обеспечивают получение практически любого цвета. [c.29] При использовании же реальных красящих веществ, спектры пропускания которых характеризуются отсутствием полного поглощения в любой из зон спектра (см. рис. 6), палитра получаемых цветов сужается и при этом невозможно воспроизведение цвета с высокой чистотой. [c.29] Спектры пропускания идеальных и реальных цветов. [c.30] Идеальные цвета / — желтый 2 — голубой 3—пурпурный реальные цвета —желтый 5 — голубой 6 — пурпурный. [c.30] Имея спектральные характеристики составляющих цветов (например, кривые спектрального пропускания красителей) и зная спектральный состав падающего на тело света, можно определить результирующий цвет. Спектральный состав результирующего цвета определяют перемножением значений интенсивности излучения освещающего источника на коэффициенты пропускания составляющих цветов при одних и тех же значениях длин волн, после чего строят результирующую кривую. [c.30] Аддитивный метод — это метод, при котором образование различных цветов происходит вследствие смешения (сложения) двух или нескольких световых потоков. Примером аддитивного синтеза цвета является одновременная проекция нескольких цветных лучей па одну и ту же площадь экрана. Образование цвета по методу аддитивного синтеза происходит и при вращении разноцветного диска со скоростью примерно 1800 об/мин. Различные цвета при этом сливаются в один и диск кажется однотонным. Аналогичный результат наблюдается при рассматривании с определенного расстояния поверхности, покрытой мелкими цветными точками, штрихами или полосками. В случае, когда глаз не способен различить отдельно каждый из этих элементов (вследствие их малости), вся поверхность будет восприниматься окрашенной в один цвет, который образуется смешением исходных цветов. [c.30] При аддитивном синтезе, в отличие от субстрактивного, результирующий цвет не зависит от спектрального состава смешиваемых цветов. Каждый из двух цветов, различающихся спектральным составом, но наблюдаемых визуально одинаковыми, при смешении с третьим цветом будет давать один и тот же в визуальном отношении цвет. [c.30] Хроматические цвета, в отличие от ахроматических, характеризуются различной цветностью, тем, что мы выражаем словами красный, желтый, голубой, малиновый и т. д. Хроматические цвета по своему спектральному составу бывают простыми и сложными. К простым относятся так называемые монохроматические цвета, т. е. цвета, образуемые излучением одной длины волны. [c.31] В зависимости от длины волны монохроматические лучи вызывают ощущение различных цветов. Например, монохроматические лучи с длиной волны от 780 до 620 нм воспринимаются нами как красные, лучи с длиной волны 620—590 нм — как оранжевые и т. д. (на стр. 12 были приведены примерные границы основных цветов спектра). [c.31] К сложным хроматическим цветам относятся цвета, характеризующиеся различными длинами волн, в том числе и цвета, содержащие в разных количествах все длины волн видимой части спектра (рис. 7). [c.31] Цвет — это характеристика светового стимула, создающего определенное зрительное ощущение. С точки зрения зрительного ощущения хроматический цвет — трехмерная величина, характеризующаяся следующими тремя показателями цветовым тоном (X), чистотой (Р), светлотой Ь). [c.31] Цветовой тон — это качество хроматического цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из спектральных цветов. [c.31] Спектры излучения хроматических цветов а — простые б, в — сложные. [c.31] Цветовой тон хроматического цвета —это длина волны такого монохроматического цвета, смешение которого в определенной пропорции с белым при проецировании на хроматический экран обеспечивает получение данного хроматического цвета. [c.32] Цветовой тон пурпурных цветов, для которых соответствующие монохроматические цвета в спектре отсутствуют, выражается через длину волны дополнительных к ним цветов. Дополнительными же называются такие два цвета, смешение которых в определенной пропорции приводит к получению ахроматического цвета. При записи цветового тона пурпурных цветов при числовом значении ставится дополнительный штрих или буква g . Например, Л = 500 = 500 ( ). [c.32] Наибольшей чистотой обладают спектральные моно.хроматиче-ские цвета, чистота которых принята равной 100%. [c.32] Необходимость учета характера спектральной чувствительности глаза обусловлена тем, что глаз по-разному воспринимает яркость равных по мощности монохроматических излучений. [c.33] Вернуться к основной статье