ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Некоторые представления о природе вещества в Индии и Китае в древности из "Очерк общей истории химии" Высокий уровень некоторых отраслей ремесленной химической техники, довольно обширные сведения о веш ествах и их превращениях в странах древнего мира вызвали к жизни и первоначальные, чаще всего наивно-материалистические представления о веществе и н а ч а л а X, его составляющих, о причинах химического взаимодействия, об образовании в природе новых веществ и т. д. [c.44] Некоторые сведения о таких представлениях, возникших еще в глубокой древности, сохранились в литературных памятниках Индии и Китая, в частности в произведениях древнеиндийских философов — Ведах . [c.44] Древнейшие учения о веществах и о мироздании вообще возникли как следствие непосредственного созерцания человеком природы и происходящих в ней явлений. В первоначальной форме эти учения носили материалистический характер. Они были полностью лишены той религиозно-мистической окраски, которая была придана им позднейшими философами-идеалистами, стремившимися включить эти учения в соответствующие религиозные кодексы. [c.44] Учения о веществах и началах, их составляющих, получили в Индии и Китае широкое распространение уже в VII—V вв. до н. э. В этот период жили и основали свои философские системы Конфуций и Лао-Цзы — в Китае, Будда — в Индии, Зороастр — в Персии, Фалес и другие философы — в Греции. Знаменательно, что в основе учений философов стран древнего мира, в особенности о началах вещей, лежат общие идеи, свидетельствующие о единстве мировоззрения древних народов. [c.44] История индийской философии. М., 1958, стр. 209. [c.44] По представлениям китайских философов, земля, металл, дерево, вода и огонь в их сочетании порождают все сущее . Концепция о пяти началах в дальнейшем была мистифицирована. [c.45] В древнеиндийской философии имеется и учение об атомах. Так, философ Капила считает, что исходным материалом для всякого тела являются вещественные атомы земли Учение об атомах в менее определенной форме имеется и в системах древнекитайских философов. [c.45] Следует упомянуть о древнекитайском учении Дао , приписываемом философу Лао-Цзы 2, жившему в VI в. до н. э. Элементы этого учения имеют большую древность. Дао — всеобъемлющее понятие, оно означает порядок , путь развития . Основой учения Дао , очищенного от религиозно-мистических наслоений позднейшего религиозно-философского даосизма , является своеобразное понимание идеи развития природы Все вещи расцветают и возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к жизни. Возвращение к жизни называется постоянством . [c.45] В основе учения Дао лежит представление о двух начальных и противоположных друг другу силах — Инь и Янь. Обе силы, олицетворяющие активное и пассивное начала, участвуют в образовании всего многообразия предметов и существ. Все существа носят в себе Инь и Янь . Начальная сила Янь олицетворяет мужское, светлое, активное начало. Сила Инь, наоборот, олицетворяет женское, подчиненное, пассивное начало. Эти же две сущности производят и пять элементов-начал. [c.45] Я н Ю н - го. История древнекитайской идеологии. М., 1957, стр. 51. [c.45] Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение. [c.45] Таким образом, в учении Дао отразилась распространенная в древности идея о происхождении всего существующего из двух противоположных по свойствам начал (родительской пары). Вместе с тем учение Дао содержит элементы атомистического динамизма. [c.46] Эти краткие сведения показывают, что в Древней Индии и в Древнем Китае за несколько столетий до н. э. возникли наивноматериалистические представления о веществах и началах-стихи-ях, их образующих. Как будет показано в дальнейшем, в этих учениях имеются общие черты с античными натурфилософскими представлениями древних греков, оказавшими длительное влияние на развитие теоретических идей и представлений в области химии от древности и вплоть до последнего времени. [c.46] Вернуться к основной статье