ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Органическая химия, ее возникновение и развитие из "Основные начала органической химии том 1" Объектом изучения органической химии являются соединения углерода, называемые органическими веществами. В связи с этим органическую химию называют химией соединений углерода. [c.13] Следует, одна ко, иметь в виду, что некоторые простейшие соединения углерода, как поташ, мрамор и т. д., настолько сходны с типичными неорганическими веществами, что их 0 бычн0 рассматривают в курсе неорганической (общей) химии. Число таких соединений, впрочем, весьма невелико. [c.13] Органическая химия может быть определена также как химия углеводородов и их производных. Хотя такое определение лучше отражает содержание органической химии, однако и оно ие дает возможности провести резкую границу между органическими и неорганическими веществами, так как понятие производные углеводородов опять-таки охватывает некоторые соединения, являющиеся объектом изучения как органической, так и неорганической химии. Например, поташ и мрамор, представляющие собой производные угольной кислоты, являются в конечном счете производными углеводорода метана, окислением которого может быть получена эта кислота. [c.13] Органическая химия как наука оформилась в XIX веке однако знакомство человека с органическими веществами и применение их для практических целей, несомненно, начались еще в глубокой древности. [c.13] В Индии, Финикии и Египте было весьма развито искусство крашения при помощи органических веществ. Кроме того, древние народы пользовались такими органическими веществами, как масла, жиры, сахар, крахмал, камеди, смолы, индиго и т. п. [c.14] В то время люди добывали и обрабатывали только такие вещества, которые были нужны для удовлетвор чия их непосредственных практических потребностей. Поэтому древнейший период развития химических знаний обычно называют периодом развития практической химии. Химии как науки в древности е существовало, так как известных в то время фактов было недостаточно для того, чтобы делг.гь обобщения. Недостаток фактического материала сказался на натурфилософских идеях и гипотезах древних, в частности на их представлениях о веществе и его превращениях. Понятие об определенном (чистом) веществе еще не зародилось. Не умея получать вещества в достаточно чистом виде, древние считали, что одно и то же вещество может в довольно широких пределах обладать различными свойствами. Отсюда, естественно, возникла мысль, что веществу можно придавать (или отнимать от него) те или иные свойства и таким образом можно получать из одних веществ, другие. На этих неверных представлениях были построены философские обобщения о веществе и его превращениях, которые являлись господствующими в течение многих веков. Эти обобщения получили наиболее определенное выражение в учении Эм,педо ла, а затем Аристотеля о так называемых философских корнях, или элементах, вещества. [c.14] Согласно учению Аристотеля принималось, что все вещества состоят из четырех элементов земли, воды, воздуха и огня, которые и составляют материю. При этом, однако, философские элементы не означали материальных объектов это были только отвлеченные обозначения качеств и свойств материальных веществ, в особенности тех свойств, которые считались наиболее существенными, или первичными тепло, холод, влажность и сухость. Принималось, что эти первичные свойства могут быть получены сочетанием различных философских элементов (так, огонь и воздух дают тепло огонь и земля — сухость земля и вода — холод вода и воздух —влажность). Наконец, предполагалось, что, сочетая первичные свойства в различных количествах, можно придавать веществам все остальные свойства. [c.14] Период развития химических знаний в средние века (приблизительно до XVI века) получил название периода алхимии. [c.14] Теоретические представления алхимиков о превращениях веществ совпадали с представлениями Аристотеля, и его учение об элементах пользовалось глубоким, почти благоговейным признанием. [c.15] С расширением и уточнением сведений о веществах и их свойствах потребовались более материализованные элементы, и наряду с философскими элементами появились новые элементы алхимиков ртуть, или Меркурий, сера, или сульфур, и соль. Но и эти элементы не означали определенных веществ, а лишь те качества, которые считались особенно важными ртуть означала металлические свойства и летучесть, се ра —го рючесть и цветность, соль — растворимость, вкус и другие обычные свойства солеобразных веществ. Алхимики, как и Аристотель, предлолагали, что вещества можно изменять соответствующей обработкой и постепенно придавать одному веществу свойства другого. [c.15] Известно, что алхимики стремились превратить неблагородные металлы в благородные и в конце концов в самый благородный— золото. Им казалось, что неблагородным металлам можно постепенно сообщать качества благородных с помощью различных операций и в особенности путем обработки особым веществом, носителем благородных качеств, которому давали разные названия наиболее распространенным было название философский камень . [c.15] Так как считалось, что на изменения веществ особое влияние оказывает характер различных операций, то и учение о веществах систематизировалось не по веществам, а по операциям. Наука о веществах подразделялась на учение о прокаливании, гаиений, ректификации, брожении и пр. При этом алхимики, подобно древним, не видели различия между неорганическими и органическими веществами. [c.15] В целом период алхимии, продолжавшийся несколько веков, характеризуется застоем в развитии химии наряду с застоем в развитии естествознания вообще. Этот застой был обусловлен крайне низким уровяем средневекового производства, безраздельным господством католической церкви и реакционной идеологией господствующих классов. Католическая церковь широко использовала искаженное, догматизированное учение Аристотеля. [c.16] Поиски философского камня были почти единственным предметом химического исследования в средние века. Начиная же с XVI века, химия стала развиваться в двух новых и совершенно различных направлениях, созданных двумя выдающимися учеными того времени — Агриколой (1490—1555), основателем металлургии, и Парацельсом (1493—1541), создателем ятрохи-мии, или медицинской химии. [c.16] Можно было бы ожидать, что благодаря работам ятрохими-ков органическая химия в этот период достигнет значительных успехов. Однако этого не случилось, так как в противоположность более ранним школам медиков Галена и Авиценны, Пара-цельс и его последователи употребляли в качестве лекарст главным образом соединения металлов. [c.16] Лишь немногие из ятрохимиков пытались выделить из органических материалов их активные лекарственные составные части. Идя по этому пути, они открыли много летучих эфирных масел. Сухой перегонкой дерева они получили древесный уксус (уксусную кислоту) этим же способом из винного камня была получена неочищенная виннокаменная кислота, а из свинцового сахара — неочищенный ацетон. Нагреванием янтаря получили янтарную кислоту, а из бензойной смолы извлекли бензойную кислоту. Кроме того, при изучении действия кислот на винный спирт был открыт серный эфир. [c.16] Период ятрохимии дал мало ценного как для теории, та и для практики. [c.16] Хотя химические вещества широко применялись для лечения, но в изучении свойств веществ, и в частности органических, были достигнуты лишь небольшие успехи. [c.17] Немногочисленные теории ятрохимиков не имели почти никакого значения для развития х4 мии. [c.17] Вернуться к основной статье