ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы НЕМНОГО ИСТОРИИ из "Проблемы чистой воды" Прогресс человечества, развитие культуры и сама жизнь взаимосвязаны с окружающей средой и прямо зависят от того, как она будет сохраняться и использоваться человеком. Биосфера — заселенная живыми организмами тонкая наружная оболочка планеты, которая включает в себя прилегающую к ней часть атмосферы, гидросферу и верхний слой земной суши, — может не только верно служить ему, но при неосмотрительном обращении с ней и погубить его. [c.5] Среди этих факторов, регулирующих и обеспечивающих наше существование, наиболее резкие нарушения испытывает вода, ее качественные показатели. Несмотря на кажущуюся беспредельность количества воды на нашей планете, процесс загрязнения водоемов протекает зсе более быстрыми темпами, увеличивая угрозу уничтожения всего живого. [c.5] Не подлежит сомнению, что вода на нашей планете изменяется, как и вся окружаюнщя нас среда, но вода — это и источник жизни, и ТО строительный материал, который используется для создания всего живого, и среда, в которой протекают все жизненные процессы, и растворитель, выносящий из организма вредные для него отходы и вносящий нужные ему вещества, и т. д. [c.6] Всесильная стихия природы, вода во все периоды истории покоряла ум и воображение людей. Пытавшийся разобраться в явлениях окружающего мира, древний человек самой могущественной стихией, источником всего сущего считал воду. Представления о всеобъемлющей роли воды в мироздании, о ее изначальности, о волшебной целительной силе содержатся в письменных памятниках шумеров и египтян, индийцев и китайцев. В древнеиндийских гимнах Ригведа так повествуется о сотворении мира Тогда еще не было ни бытия, ни небытия, ни воздушного океана, ни небесного свода — был мрак, было первичное вселенское море... . [c.6] В текстах многих народов Запада и Востока говорится о том, что после потопа изменился вид звездного неба, наступило похолодание, климат сделался суровей, месяц и звезды изменили свое движение. Нам не известно, была ли вызвана такая катастрофа падением на Землю крупного метеорита, действием внутренних сил планеты, подошло ли к ней близко другое небесное тело или, наконец, путь Земли пролег через скопление рассеянных во Вселенной сгущений, состоящих из ледяных кристалликов воды, ее водородных и гидроксильных ионов. [c.7] Современные представления не вступают в противоречие с учением мудрецов Вавилонии и Индии о периодичности катастроф на Земле. [c.7] Стоит пожалеть, что сохранившиеся данные далекой старины ничтожны, что трудно их проверить и уточнить путем сопоставления сведений разных народов. Но несомненно одно их нужно терпеливо искать наряду с всесторонним развитием наших исследований. [c.8] Древние греки не поклонялись воде как первобытной стихии, божеству, но и они в складывающихся в то время натурфилософских воззрениях отводят ей особое, значительное место. [c.8] Один из наиболее ранних мыслителей античной эпохи, первый из полулегендарной семерки древнегреческих мудрецов Фалес Милетский (624—547 до н. э.) считал воду основой всего сущего, определяющей многообразие природы Все твердое осаждается из воды . Уже тогда пытливые умы стремились выяснить, откуда берется вода в реках, почему не иссякают родники, чем вызвана соленость морей, питаемых пресными водами, как образуются облака и т. п. Древние натурфилософы решали эти проблемы, основываясь главным образом иа собственных умозак.лючениях. Так, Фалес высказывал своеобразное предположение о круговороте воды в природе. По его мнению, океанская вода нагнетается ветрами в земные недра, из них под давлением толщи горных пород она поднимается вверх и дает начало рекам, которые впадают в океан. [c.8] Вселенной и Земли, признавал тем самым и вечность океана. Воду он считал одной из четырех первичных стихий единой материи. Характерно, что этим стихиям — земле, огню, воде и воздуху — приписывалась способность к взаимопревращениям. Но лишь более чем через два тысячелетия стал известен состав воздуха (1777) и воды (1783) и выяснилась невозможность их взаимоперехода. [c.9] В те далекие времена познания по гидрологии были довольно скудны, и без использования чисел и мер обосновывать их можно было лишь чисто умозрительно. Тем не менее, многие крупные мыслители античной эпохи оставили нам ценное наследие по изучению роли воды в природных процессах. [c.9] учитель Аристотеля Платон (427—347 до н. э.) развивая взгляды Фалеса, впервые создал доста точно целостную теорию круговорота воды. Правда в ней было немало фантастических элементов и под земный омут Тартара, куда по огромным жерлам сте кает вся вода с поверхности Земли, и четыре могучих потока, объединяющих все земные воды, и т. д. Далеко отстояло от научных представлений и заключение Платона о том, что все поверхностные воды непосредственно имеют своим началом морскую воду. И все же несомненная убедительность самой идеи замкнутости водного цикла планеты снискала теории Платона сторонников в последующие эпохи идея о морском генезисе поверхностных вод продержалась в науке вплоть до XVIII в. [c.9] Аристотель, проделавший гигантский труд по систе-матизаиии накопленных научных знаний, пришел к более достоверным выводам о путях круговорота воды. Он указал иа роль солнечного тепла в процессе испарения воды с поверхности морей и океанов и на осаждение поднявшихся высоко над Землей водных паров как иа причину в.ьшаденкя осадков. [c.9] Аристотель пошел дальше своего учителя Платона он считал, что морские воды питают реки не непосредственно, а через стадию испарение — конденсация. Таким образом, атмосферные осадки признавались одним из источников питания рек. Правда, по Аристотелю этот источник — не главный. Главным предлагается считать поступление подземных вод, которые — вспо.мним о четырех стихиях и их взаимопереходе — образуются в холодных земных пустотах в результате конденсации воздуха. [c.10] И все-таки в общем достаточно близки к действительному положению вещей представления Аристотеля о многих деталях тех процессов, в которые вовлечена вода в условиях нашей планеты об образовании облаков и выпадении осадков, о климатическом происхождении водных потоков, о питании рек осадками и подземными водами и т. п. [c.10] Взгляды Аристотеля на образование осадков путем испарения и конденсации поверхностной влаги разделял древнеримский архитектор и инженер Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.). Об этом он говорит в своем капитальном труде Об архитектуре , причем особенно подчеркивает, что движущей силой испарения поверхностных вод является не только солнечное тепло, но также и кипучие раскаленные массы и чреватые бурями воздушные стихии земных недр [13]. Несомненный интерес представляет то обстоятельство, что Витрувий впервые в истории гидрологии четко сформулировал идею инфильтрационного происхождения грунтовых вод Лоншны между гор особенно легко вбирают дождевые воды, и благодаря чаще лесов снега там под прикрытием теней деревьев и гор подолгу охраняются и затем, по мере таяния просачиваясь по земляным пластам, доходят до самого низа подошвы гор, откуда... бьют ключом источники . [c.10] После чего по земле возвращается пресным потоком. [c.11] Однако опыты арабских ученых, иллюстрирующие возможность природного опреснения морских вод, долго оставались вне поля зрения европейцев. Даже такой видный философ и ученый эпохи Возрождения, как Р. Декарт (1596—1650), недалеко ушел от Лукреция в понимании природного преобразования соленых вод в пресные и вынужден был прибегать к довольно произ-вольнььм объяснениям этого факта. По Декарту, почва пропускает сквозь себя тонкие и гибкие частицы собственно воды и задерживает твердые и жесткие частицы солей. Неотъемлемым звеном природного круговорота воды Декарт, как и многие его современники, считал так называемуро подземную конденсацию паров морской воды, что перекликалось с высказываниями Аристотеля о конденсации воздуха в земных пустотах . [c.12] Примененный впервые в мире количественный метод исследования проблемы питания рек и, таким образом, природного круговорота воды был описан Перро в скромной анонимной книге Пронсхонадение источников , вышедшей в свет в 1674 г. Эта дата считается важным рубежом в становлении целой науки — гидрологии, переходом пт качественной, описательной стадии в ее развитии к разработке количественных закономерностей и причинно-следственных связей. Поэтому в 1974 г. ЮНЕСКО широко отметила трехсотлетнюю годовщину становления гидрологии как науки и созвала посвященную этому событию юбилейную международную научную конференцию, а также приурочила к этой дате завершение широкого круга исследований по программе Международного гидрологического десятилетия (1964— 1974). [c.13] Вернуться к основной статье