ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Гальваиоскульптура Исаакиевского собора из "Гальванотехника в декоративном искусстве" В 30-х гг. прошлого столетия, вскоре после открытия гальванопластики, появляется скульптура, впервые выполненная путем электролиза. В 40—50-х гг. гальванопластическая медная скульптура занимала уже значительное место рядом с медночеканной скульптурой, которая изготовлялась из листовой меди. [c.14] Медночеканная скульптура широко и вполне успешно применя лась не только в интерьере, но и на экстерьере зданий прошлого века. Многочисленные великолепные образцы такой скульптуры со хранились до нашего времени, в частности на памятниках архитектуры Ленинграда. [c.14] Открытие гальванопластики расширило технику медночеканной скульптуры, позволив вводить гальванопластические элементы в детали, требующие точного репродуцирования. Этим одновременно упростилось изготовление медночеканной скульптуры. [c.14] Разнообразные образцы гальванопластической и медночеканной с гальванопластическими деталями скульптуры сохранились до наших дней в садово-парковой и монументально-декоративной скульптуре. [c.14] К превосходным образцам монументально-декоративной скульптуры, выполненной техникой гальванопластики самостоятельно или в комбинации с медночеканной техникой, относится основная часть декоративной скульптуры Исаакиевского собора, выдающееся памятника архитектуры XIX в. [c.14] Монументально-декоративная скульптура Исаакиевского собора в большинстве образцов представляет комбинированную скульптуру, выполненную различной техникой детали, требовавшие точного репродуцирования, выполнены гальванопластикой, а детали более грубые — из листовой меди и листового свинца. [c.15] Таким комбинированным способом, в частности, выполнены скульптуры на аттике, и под аттиком собора. Объемная монумен-тально-декоративная скульптура на аттике и горельефная под ним выполнены скульптором В. Витали на основе проекта академика К. А. Молдавского 2, работавшего на строительстве Исаакиевского собора в 1847 и 1848 гг. Им выполнены не только эскизы скульптур, для аттика собора, но и значительное количество эскизов для его внутреннего декора. Имеющиеся в архиве Исаакиевского собора эскизы академика К. А. Молдавского выполнены в карандаше и утверждены архитектором — строителем собора Монферраном. [c.15] Монументальная скульптура собора представляет значительный интерес не только тем, что выполнена в деталях путем гальванопластики, но совместным использованием разнородных металлов и одновременным применением различной техники художественной их обработки. [c.15] Скульптура на аттике представляет двухфигурные композиции, изображающие коленопреклоненных ангелов со светильниками между фигурами ангелов расположена гирлянда из фруктов. [c.15] Горельефная скульптура под аттиком изображает стоящих ангелов высота каждой скульптуры около 5 м. Скульптура укреплена на стенах и находится над узкими плинтами, причем ноги скульптуры выступают с плинтов. Такая установка сделана для того, чтобы плинты не закрывали нижней части скульптуры, которую можно рассматривать не только издали, но и под более острыми углами — вблизи сооружения. [c.15] Верхние и нижние скульптуры выполнены сочетанием отдельных гальванопластических деталей с деталями из листового металла. Гальванопластикой воспроизведены главным образом сложно-профилированные детали головы, руки, гирлянды и светильники остальные детали, представляющие одежду с многочисленными складками, сделаны из листовой меди и листового свинца. [c.15] На аттике скульптуры установлены без обычных внутренних каркасов, которые заменены конструкциями из стальных тяг. Ннутри каждой скульптуры имеется стойка, от которой идут тяги с резьбой, снабженные регулировочными натяжными гайками. Тяги одним концом прикреплены к стойке, другим — к внутренним стенкам скульптуры (к фальцам). Таким образом тяги поддерживают изнутри стенки скульптуры из листового металла. [c.17] Кроме того, скульптуры снабжены каркасами для крыльев ангелов, также поддерживаемых натяжными устройствами, прикрепленными к крыше и связанными с кованными двойными скобами, которые установлены по диагонали между крыльями и скреплены с ними с задней стороны железными болтами. Это натяжное устройство усиливает стойкость крепления всей скульптуры и крыльев против значительной ветровой нагрузки. (Попутно следует отметить, что с точки зрения электрохимии крепление медночеканных крыльев железными болтами недопустимо, так как контакт меди и железа вызывает интенсивную коррозию болтов и скоб, что и наблюдается в настоящее время.) Тяги, идущие от скоб, расположены сзади скульптур также по диагоналям с лицевой стороны они не видны. [c.17] Головы всей скульптуры над и под аттиком изготовлены гальванопластикой из меди. Наращивание меди производилось непосредственно на рельеф, возможно на выплавляющуюся восковую модель. [c.17] Гирлянды из фруктов, начинающиеся у орнаментированного пояса светильников, спускаются по вертикали к плинту, затем декорируют пл инт скульптуры. Следует отметить подчеркнутую, лаконическую манеру лепки гирлянд, рассчитанную на восприятие с дальнего расстояния. Вместе с тем гирлянды относятся к числу наиболее сложнопрофилированных деталей. [c.17] На гирляндах по сравнению с другими гальванопластическими деталями скульптуры наиболее заметна разница в толщине металла. Толщина колеблется от 3 до 0,2 мм и чрезвычайно неравномерна. [c.17] Такое неравномерное распределение металла по поверхности рельефа свидетельствует о наращнвании его на объемную модель гальванопластические отложения металла всегда резко неравномерны по толщине на сложнопрофилированных рельефах — они всегда тоньше в углублениях и толще в выпуклых местах. [c.18] В кистях рук ангелов, выполненных гальванопластическим путем, медь имеет толщину, едва достигающую 0,4—0,5 мм. С внутренней стороны металл не имеет ни дендритов, ни выраженных вкраплений, тогда.как с внешней стороны имеются дендритные образования. [c.18] Таким же образом поверху изготовлены и светильники. [c.18] Корпуса, представляющие наиболее грубопрофилированные части скульптур, которые состоят, как уже отмечено выше, из многочисленных больших складок, спадающих к плинту, изготовлены медночеканной техникой. Они, видимо, были вычеканены на специальных твердых формах-моделях, которые могли быть изготовлены из дерева, баббита или цинкового сплава. [c.18] Вернуться к основной статье