ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Предисловие к русскому издаНемного история из "Искусственные драгоценные камни" Драгоценные камни с незапамятных времен завораживают человека, ослепляя его чудесным блеском граней, игрой света и изумительными оттенками окраски. Особое значение и огромную ценность многие камни приобрели после того, как человек научился их обрабатывать, придавать камням сложную и разнообразную огранку, подчеркивая этим лучшие из тех свойств, которые им дала природа. Именно с этих пор рубины, сапфиры, изумруды, шпинели, бирюза, а позднее и алмазы становятся символом власти, богатства и даже служат предметом распрей между правителями и причиной жестоких войн. Хороший изумруд или алмаз высоко ценился во все эпохи развития человеческого общества. [c.5] В наше время натуральные драгоценные и поделочные камни приобрели еще большую ценность в связи с тем, что их природные ресурсы катастрофически истощаются. Спрос на драгоценные и поделочные камни неудержимо растет во всех странах мира, цены на них быстро повышаются, и поэтому понятно стремление человека научиться получать такие камни искусственным путем. Бурное развитие науки и техники в последние десятилетия сделало это желание вполне реальным. [c.5] Известный английский специалист по синтезу драгоценных камней д-р Деннис Элуэлл, автор предлагаемой читателю книги, вводит нас в мир новой науки — геммологии, науки о драгоценных камнях, которую можно считать самостоятельной ветвью минералогии. Более того, сама эта новая наука уже разделилась на два четко оформившихся направления, одно из которых охватывает всестороннее изучение свойств природных драгоценных камней и условий их образования, а другое — искусственное получение драгоценных камней, свойства ко-Topbix максимально приближались бы к свойствам их природных аналогов. [c.5] Эта книга, вероятно, является первым подробным описанием искусственных драгоценных камней. Идея написать ее возникла в связи с тем, что до сих пор не было работ, полностью посвященных такой захватывающей теме, как творчество человека, способного создавать минералы такие же прекрасные, как произведения природы, а иногда и превосходящие их своей красотой. [c.7] Автор рассматривал вопрос как с исторических, так и с технологических позиций. История синтеза драгоценных камней важна и интересна, поэтому здесь подробно описаны три ее главных момента ранняя история производства фаянса и стекла, создание пламенной печи и попытки сийтеза алмаза. Современные методы производства искусственных драгоценных камней описаны в тех случаях, когда детально известна их технология. Следует, однако, заметить, что главные производители часто тщательно оберегают секреты используемых ими процессов. Тем не менее внимательные читатели смогут найти в книге достаточно сведений, чтобы применить полученную информацию для выращивания красивых самоцветов у себя в лаборатории, на фабрике или в мастерской. [c.7] В книге неоднократно подчеркивается влияние научных исследований на развитие производства искусственных драгоценных камней. Благодаря научным разработкам создано много новых красивых материалов, которые существенно расширили выбор доступных потребителю камней. Чаще всего эти новые материалы — от рутила до кубического циркона — представляют собой дополнительный результат исследований в какой-либо совершенно иной области. Показательным в этом смысле является случай с опалом. Изучение структуры природного минерала открыло возможность синтезировать ювелирный опал, что раньше считалось маловероятным или даже невозможным. [c.7] Выход в свет этой книги стал возможен благодаря помощи моих коллег, производственников и специалистов, предоставивших необходимую информацию или иллюстрации. В следующем разделе приведен подробный список тех, кому я хотел бы выразить благодарность. [c.8] Станфордский университет, июнь 1978 г. [c.8] При написании этой книги мне помогли, предоставив информацию и иллюстрации, ряд лиц и организаций. [c.9] Я также хочу выразить благодарность д-ру Эрику Уайту s то, что он ввел меня в мир драгоценных камней, и д-ру Джон Робертсону и Рону Мерфи, которые помогали мне развить эт интерес. [c.10] Наконец, я благодарен моей жене Джин, которая во врем подготовки рукописи была моим очень умелым секретарем. [c.10] Производство драгоценных камней—увлекательная и благодарная тема, и не только для тех, кто делает или использует эти прекрасные минералы. [c.11] Материалы, описанные в этой книге, являются синтетическими драгоценными камнями. Слово синтетический означает, что они синтезированы из их химических составляющих. Настоящая синтетическая разновидность камней, встречающихся в природе, имеет тот же химический состав, что и природный камень, за исключением небольшого различия в содержании примесей. Кроме того, в книге будут описаны новые синтетические материалы, не имеющие аналогов в природе, которые сут11ественно расширили круг драгоценных камней. [c.11] В меньшей мере в книге уделяется внимание другой разновидности искусственных драгоценных камней—имитациям, которые вьшолня-ются из стекла или путем покрытия различных камней слоем окрашенного материала или путем обработки драгоценного камня, свойства которого изменены в результате окрашивания или облучения. Исключение составляют ранние попытки людей, в частности в Древнем Египте, найти заменители природным камням, которые имеют исторический интерес. Из современных материалов такого рода рассматриваются лишь те, которые особенно интересны и привлекательны. [c.11] Нередко возникают недоразумения в связи с терминологией, применяемой к искусственным драгоценным камням. Не вызывает сомнений, что голубая пластмасса, обработанная таким образом, что ей придается сходство с бирюзой, является имитацией. Но как назвать материал, изготовленный из природной бирюзы низкого качества, которая дробится, очищается от чужеродных примесей и скрепляется с помощью небольшого количества клеящего вещества Естественно, это не природный камень, хотя и получен из натуральной бирюзы. Равным образом его нельзя назвать синтетическим, поскольку в природном материале не содержится клеящее вещество. Следовательно, это имитация. Однако если порошок бирюзы сплавляется под Воздействием соответствующей тепловой обработки (без изменения химического состава), то такой материал следует назвать реконструированным (или воссозданным). [c.11] Вернуться к основной статье