ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Учить талантливому мышлению из "Найти идею" Как утверждает Алексей Толстой, на постройку космического корабля инженер М. С. Лось потратил два года. Постройка ТРИЗ длилась много дольше. Началась она, как я уже отмечал, в 1946 г. Но что считать завершением 1956 год — дату первой публикации Вряд ли. Статья в журнале Вопросы психологии осталась почти незамеченной. Может быть, первый семинар по ТРИЗ в академическом институте Произошло это в ноябре 1966 г. в Институте математики СО АН СССР. Семинар, однако, не стал началом регулярной учебы — еще не было отработанных программ, учебных пособий, опытных преподавателей. [c.174] Считать датой внедрения ТРИЗ 1971 — 1972 годы, когда начали работать первые школы в Баку, Днепропетровске, Дубне Но ведь это общественные школы, не государственные. Прошло немало времени, пока (уже в 1980 г.) ТРИЗ не была включена в качестве нового обязательного учебного предмета Основы технического творчества — в учебные программы вузов Украины. И снова сомнения курс небольшой, обзорны ... Может быть, обозначить время более расплывчато Скажем, середина 80-х годов, когда книги по ТРИЗ были переведены на английский, немецкий, финский, японский, вьетнамский, польский, болгарский языки... [c.175] Наверное, правильнее считать так идет нормальный процесс становления новой науки. Процесс сложный, многоэтапный, бурный. ТРИЗ и сегодня в строительных лесах. [c.175] Вот и кончается книга. Уже не остается места, чтобы показать, как ТРИЗ работает совместно с функционально-стоимостным анализом. Между тем здесь достигнуты впечатляющие результаты [10, 13]. Придется не касаться философских аспектов ТРИЗ, хотя это тоже очень интересно некоторые философы видят в ТРИЗ науку нового типа, сближающую фундаментальные исследования и технику [14]. ТРИЗ создает основу для перехода к подлинно коллективному творчеству , — пишут составители капитального Справочного пособия директору производственного объединения, предприятия [15]. Действительно, ТРИЗ позволяет создать команду изобретателей, в которой каждый играет свою роль, а все вместе работают на технический прогресс. [c.175] Но и это остается за пределами книги. Нельзя объять необъятное... [c.176] В запасе у меня всего несколько страниц. Пусть они будут отданы самому важному вопросу обучению ТРИЗ. [c.176] Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся прежде всего в том, что такое школа . В 1984—85 учебном году насчитывалось свыше 250 школ. Но работали они по разным программам. Ниже показаны особенности современных учебных программ по ТРИЗ. [c.176] Организуя обучение ТРИЗ, иногда ждут сиюминутной отдачи. Это нереально. Для освоения ТРИЗ требуется время. Нужно время на получение зримых результатов — заявок, авторских свидетельств, экономического эффекта. Приведем данные о работе Днепропетровской школы ТРИЗ за 1972—1981 гг. 9 выпусков, 500 слушателей, 350 авторских свидетельств (сейчас эта цифра намного больше выпускники продолжают изобретать, приходят- положительные решения по отправленным ранее заявкам). Экономия десятки миллионов рублей. [c.177] Задача 10.1. Для изготовления штампа применяют металлическую плиту (210x300 мм) почти с 16 тыс. полусферических углублений, в которые по чертежу укладывают двухмиллиметровые стальные шарики. Когда рельефный рисунок выложен, включают электромагнит, расположенный внутри плиты, и шарики прочно прилипают к ее поверхности. К сожалению, сборка идет вручную, медленно на укладку шариков в одну плиту затрачивается до 14 часов Нужно усовершенствовать этот способ. [c.177] Борьба со старыми представлениями — трудный и сложный процесс. Изобретателю необходимо качество, которое в боксе называют умением держать удар . И не только это качество. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности — минимально необходимый творческий комплекс . [c.180] В идеале нужна система (описания Д, Граниным в книге Эта странная жизнь ), которой придерживался биолог А. Д. Любищев. Это регулярный учет выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени. [c.180] шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвертым пунктом этого списка. Но качества образуют систему нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ все большее место отводится комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств (жизнь В. И. Ленина) или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А. А. Любищева). Разумеется, показ на примерах — начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой — результат первых пяти) нужна технология методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвертому пункту и отчасти по второму. С 1983/84 учебного года в программы занятий стали включаться элементы теории выбора цели, опирающейся на анализ формируемого коллективными усилиями Фонда Целей. [c.182] Не спещите предлагать люминесцентные краски. Ведь речь идет об уже написанных картинах... [c.183] С такой задачей столкнулся в начале XX века известный физик Вуд. Для развлечения Вуд писал маслом пейзажи. И когда его пригласили прочитать лекцию об оптике в живописи, он рещил показать бгарые пейзажи, так сказать, в новом свете. Идея Вуда проста. С картины делают диапозитив, а потом изображение проецируется на саму картину. Темные места остаются без изменения, а светлые пятна подсвечиваются. В результате солнечный свет на картине усиливается, становится накаленным, ярким, живым... [c.183] На современников эта история произвела сильное впечатление. Она и в самом деле характеризует оригинальное мышление Вуда. Но сравните задачу 10.2 с предыдуш,ей. Они похожи, эти задачи, во всяком случае, похожи их ответы. Впрочем, есть и существенное различие. В ответе на задачу 10.2 всего один оригинальный прием освещение картины проецированием на нее изображения самой картины. Ответ на задачу 10.1 включает еще два приема заполнить все и убрать избыток , использовать переход через точку Кюри . Причем задача решается именно сочетанием приемов, тут более хитрая механика, чем в задаче Вуда. [c.183] дописаны последние страницы. Книга закончена. [c.184] Я снова перечитал рукопись. Да, о многом следовало бы еще рассказать. Например, о применении ТРИЗ при решении научно-исследовательских задач. О развитии художественных систем и переносе принципов ТРИЗ в искусство. Или о том, как теория дала новую гипотезу Тунгусского метеорита... [c.184] Книга вместила главное принципы новой технологии решения изобретательских задач. Здесь все изложено, кажется, достаточно полно. Задач тоже хватает. Почти все они разобраны. По нескольким задачам специально не приведены ответы — это для тех, кто захочет перечитать книгу и попробует самостоятельно поработать над задачами. [c.184] Задача — на применение физэффектов. Один ответ — а. с. 449 410. Другой — а. с. 715 822. Наверное, есть и другие ответы, еще не.запатентованные... [c.185] Вернуться к основной статье