ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Деонтологическая этика из "Введение в биоэтику" Сразу же следует сказать о том, что в отечественной литературе широко применяется термин медицинская (или врачебная) деонтология . В свое время он был введен в употребление с тем, чтобы, с одной стороны, отойти от использования термина медицинская (или врачебная) этика , который считался скомпрометированным как относящийся к буржуазной практике здравоохранения и, сверх того, к узко корпоративной морали, с другой стороны, хоть в какой-то форме обсуждать и учитывать морально-нравственную составляющую медицинской практики. В собственно же этической литературе этот термин, как мы видим, относится к определенному классу этических теорий. [c.48] Вместе с тем с деонтологической точки зрения может получить оправдание и такое действие, которое повлекло отрицательные последствия. При этом будет учитываться то обстоятельство, что обычно мы бываем не в состоянии контролировать ситуацию достаточно полно. Всегда возможны какие-то внешние препятствия и помехи, в силу которых реальный результат нашего действия будет существенно отличаться от задуманного, быть может, вовсе не в лучшую сторону. Но если с точки зрения последователя утилитаризма негативный результат будет главным основанием для осуждения такого действия, то приверженец деонтологии может это действие оправдать, коль скоро причина негативного эффекта - не в замысле действующего лица и не в выбранных им средствах, а в неконтролируемых внешних факторах. [c.49] Подобно утилитаристским теориям, деонтологические также бывают монистическими или плюралистическими. В монистических в качестве основополагающего принимается один принцип при этом считается, что все моральные правила могут быть выведены из него логическим путем. В качестве такового может, например, выступать принцип уважения личности либо так называемое золотое правило этики, под которым понимается библейская заповедь во всем, как хотите, чтобы другие пос гупали с вами, поступайте и вы с ними . [c.49] Кант выражал категорический императив таким образом Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобш,им законом . Слова можешь пожелать в этой формулировке говорят о свободном выборе действующей личности, о том, что действуя, она не может не быть свободной. Но эта свобода не имеет ничего общего с субъективным произволом, со своеволием - напротив, действуя подлинно свободно, человек возлагает на себя бремя колоссальнейшей ответственности, бремя долга, причем не просто перед конкретными людьми, но перед всем человечеством. [c.50] Собственно говоря, только таким образом, согласно Канту, человек и может самоопределяться в качестве автономной личности. Если, скажем, ты хочешь, чтобы не лги было законом для всех (а это, заметим, не тождественно тому, что все люди никогда не будут лгать - ведь в реальной жизни люди далеко не всегда следуют требованиям законов, и Кант нисколько не был склонен заблуждаться на сей счет), то и сам никогда не прибегай ко лжи ведь если я лгу, то этим я содействую тому, чтобы никаким показаниям (свидетельствам) вообще не давалось никакой веры... а это есть несправедливость по отношению ко всему человечеству вообще . [c.50] Этическую теорию Канта, основанную на категорическом императиве, можно было бы считать монистической, если бы не тот факт, что сам он предложил не одну, а несколько формулировок категорического императива, в каждой из которых подчеркивались свои моменты - например, в одной из них речь идет о том, что к человеку, и к самому себе и к любому другому, всегда надо относиться как к цели в себе и никогда - как к средству. Нельзя сказать, что различные формулировки прямо противоречат друг другу, но многие специалисты приходят к выводу, что в них утверждаются разные и не сводимые друг к другу принципы и, следовательно, теория Канта является плюралистической. [c.50] Этическая теория Канта характерна, помимо всего прочего, тем, что он придавал категорическому императиву значение абсолюта, то есть того, что безусловно справедливо и что должно утверждаться при любых возможных обстоятельствах. Возвращаясь к предыдущей теме, заметим таким же абсолютом для всех теорий утилитаризма является принцип пользы (хотя отдельные правила вовсе не считаются абсолютными). Подобное понимание сущности моральных принципов и правил, заметим также, в корне противоположно той ситуационной этике, о которой мы говорили ранее и которая видит в принципах и правилах не более чем подсказки, облегчающие нам поиск решений в конкретных ситуациях. [c.51] Речь при соотносительном подходе идет не о том, чтобы устанавливать общий порядок значимости или важности принципов, считать один из них главенствующим, а остальные -подчиненными и т.п. Каждый из принципов, разговор о которых нам еще предстоит, налагает столь же весомые обязательства, как и все остальные но каждый должен соблюдаться не безоговорочно, а только prima fa ie, до тех пор, пока в конкретной ситуации он не вступил в конфликт с другим. И если в данной ситуации требования, диктуемые другим принципом, окажутся более обязывающими, то мы будем вправе поступить вопреки требованиям, исходящим от первого принципа. [c.52] Даже библейская заповедь не убий , к примеру, в самой же Библии, строго говоря, понимается как запрет не всякого, а только неоправданного убийства. Убийство в целях самозащиты, в ходе войны или в качестве наказания за некоторые преступления у древних евреев, для которых Библия была основополагающим моральным учением, считалось допустимым. [c.52] Вернуться к основной статье