ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Зарождение и развитие учения об атоме и элементе Первые попытки систематизации элементов из "Избранные главы общей химии 1956" Оба Э1 и учения зародились задолго до нашей эры. Воз-миккозение их вполне естественно- человеческому уму свойственно стремление объяснять окружающий нас мир и выявлять законы его развития. Естественно и то, что зародились они у народов — носителей древней цивилизации (Китай, Индия, Финикия, Греция). Особенно большой вклад в развитие этих учений внесли древние греки, которые выдвинули больше философов (буквально любителей. мудрости), чем все другие древние народы, вместе взятые. [c.13] Оба эти учения в своем зародыше были плодом умозрительных заключений и логических построений, а не результатом опытных исследований и теоретических обобщений их, то есть науки. Это был плод примитивного мировоззрения — натурфилософии. Разумеется, в его формировании играло некоторую роль и наблюдение. [c.13] С незапамятных времен под атомами подразумевались мельчайшие частицы вещества под элементами — первичные стихии или материи, то есть такие вещества, из которых образовались все другие. [c.13] По свидетельству Посидония, первые высказывания об атомах принадлежали финикийскому философу Моху Сидон-скому (ХП в. до н. э.). Позднее мы встречаем аналогичные высказывания у индусского философа Канады (X в. до и. э.). [c.13] Равным образом еще в китайских рукописях (XII в. дон. э.) упоминается о пяти первоматериях (вода—огонь — дерево — земля — золото). С Востока эти воззрения, видоизменяясь, проникли в древнюю Грецию. [c.14] Философ Анаксимен (585—528 до н. э.) принимал за первоматерию воздух, уплотнением которого получаются, по его мнению, облака, а из них вода, земля, камни. Разрежением же воздуха получается огонь. Причина всего — веч-1юе движение. [c.14] Анализируя воззрения названных философов, Энгельс отмечает Здесь перед нами уже полностью вырисовывается первоначальный стихийный материализм, который на первой стадии своего развития весьма естественно считает само собой разумеющимся единство в бесконечном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определенно-телесном... как Фалес в воде . [c.14] Гераклита с полным правом считают отцом д и а л е к-тико-мат ериалистического миропонимания, так как он рассматривает природу и явления во взаимосвязи, в движении, в развитии. [c.15] Философ Эмпедокл (490—430 до н. э.) обобщил высказывания предшествующих ему философов. Он учил, что существуют четыре основные извечные первоматерии, которые в дальнейшем стали называть элементам и вода, воздух, огонь, земля. Все остальные вещества образуются сочетанием этих четырех основных в разных количественных соотношениях. [c.15] Позднее Аристотель, поясняя понятие первоматерия ( элемент ), писал, что элемент — это то, из чего все сущее состоит, из чего, как из первого, оно возникает и во что, как в последнее, оно возвращается, то, что, как субстанция, остается всегда одним и тем же и изменяется лишь в своих определениях . [c.15] Однако философским построениям Эмпедокла присуща механистичность. Пытаясь впервые объяснить причину того, почему одни из его элементов сочетаются между собой, а другие нет, Эмпедокл вводит представление о двух, добавочных нематериальных элементах . Это — любовь и ненависть. Тем самым Эмпедокл разбавляет свое в принципе материалистическое учение идеалистическими взглядами, для которых типично допущение, что не материя, а дух (или энергия) является двигательной первопричиной всего существующего. [c.15] Философ Эпикур (342—270 до н. э.), развивая атомистическое учение Демокрита, учил, что атомы различаются друг от друга и своей тяжестью. Материи он приписывал внутреннее движение. [c.16] Демокрит и Эпикур — основоположники материалистического учения об атомах. Их воззрения, подкрепив тонкими наблюдениями, популяризировал в начале I в. до н. э. римский поэт Тит Лукреций Кар в своей замечательной, высоко оцененной В. И. Лениным и М В. Ломоносовым поэме О природе вещей — вершине античной научно-фнлософско-художественной литературы. Материалистическо-атомистические воззрения логически привели Лукреция Кара к ярко выраженным в его поэме атеистическим взглядам а т е и з м.— неизбежное следствие атомистических представлен и 11. По Гегелю, естествознание впервые чувствует себя в атомистике освобожденным от того, чтобы указывать какую-либо причину мира . И не случайно в средние века церковь жестоко карала за атомистические высказывания. [c.16] В более поздний период существования алхимии система Аристотеля подверглась некоторой реформе. К ней были добавлены три новых элемента — ртуть, сера и соль — выразители новых основных качеств металлич-ности (ртуть) — горючести (сера) — растворимости и вкусовых качеств (соль). [c.18] Что же ценного осталось от всех этих натурфилософских построений В чем польза от них для последующего развития науки На это можно ответить следующее. [c.18] Типичная для этих построений идея о единстве материи, о сведении всего кажущегося многообразия к ограниченному набору первичных материй-элементов, о возможности в з а и м о-перехода их, была в принципе правильной. Эта идея пройдет далее, как мы увидим, через всю историю химии и получит в конце концов блестящее подтверждение в достижениях современной химии и ядерной физики. Равным образом и атомистические представления, в принципе правильные, также получат свое дальнейшее развитие и приведут в конце концов к современному учению о дискретности (зернистости) строения вещества, к современным теориям строения вещества, атомов и их ядер. [c.18] Начало научного периода, характеризующегося критикой установившихся догм и принятых на веру понятий, стремлением решать спорные вопросы лишь путем эксперимента (опыта), относится к середине XVII в. В 1642 г. Юн-гиус в Диспуте о принципах материи писал Конечные составные части каждой материи сами должны быть материальной природы (в противоположность философским аристотелевским элементам .— Н. А.)... Эти конечные составные части могут быть установлен . лишь путем систематических экспериментальных разложений всех известных родов материи . [c.19] Аристотеля. Допуская лишь выводы, проверенные опытом, он развивает свое прогрессивное по тому времени учение об элементах, совпадающее с высказываниями Юнгиуса. По Бойлю, элемент — это простое, химически неразложимое вещество, входящее составной частью в вещество сложное. [c.20] Вернуться к основной статье